Работаем с простыми таймерами STM32 F4 discovery. STM32: базовые таймеры Stm32 прерывания от нескольких таймеров

Мы уже рассматривали таймер SysTick, который является частью ядра Cortex. Однако на этом всё не заканчивается. Таймеров в stm32 много, и они бывают разные. В зависимости от цели вам придется выбрать тот или иной таймер:

  • SysTick;
  • таймеры общего назначения (англ. general purpose timer) - TIM2, TIM3, TIM4, TIM15, TIM16, TIM17;
  • продвинутый таймер (англ. advanced timer) - TIM1;
  • сторожевой таймер (англ. watchdog timer).

Про последний стоит упомянуть лишь то, что он предназначен для контроля зависания системы и представляет собой таймер, который периодически необходимо сбрасывать. Если сброса таймера не произошло в течение некоторого интервала времени, сторожевой таймер перезагрузит систему (микроконтроллер).

Таймеры бывают разной битности: например, SysTick - 24-битный, а все таймеры, что имеются у нас в камне - 16-битные (т. е. могут считать до 2 16 = 65535), кроме WatchDog. Кроме того, каждый таймер имеет некоторое количество каналов, то есть, по сути, он может работать за двоих, троих и т. д. Эти таймеры умеют работать с инкрементными энкодерами, датчиками Холла, могут генерировать ШИМ (широтно-импульсная модуляция, англ. Pulse Width Modulation - о которой мы поговорим позже) и многое другое. Кроме того, они могут генерирувать прерывания или совершать запрос к другим модулям (например, к DMA - Direct Memory Access) по разным событиям:

  • переполнение (англ. overflow);
  • захват сигнала (англ. input capture);
  • сравнение (англ. output compere);
  • событие-триггер (англ. event trigger).

Если с переполнением таймера (точнее, достижением «0») нам всё понятно - мы рассматривали SysTick - то с другими возможными режимами работы мы еще не знакомы. Давайте рассмотрим их подробнее.

Захват сигнала

Этот режим хорошо подходит, чтобы измерять период следования импульсов (или их количество, скажем, за секунду). Когда на выход МК приходит импульс, таймер генерирует прерывание, с которого мы можем снять текущее значение счетчика (из регистра TIM_CCRx , где x - номер канала) и сохранить во внешнюю переменную. Затем придет следующий импульс, и мы простой операцией вычитания получим «время» между двумя импульсами. Отлавливать можно как передний, так и задний фронт импульса, или даже сразу оба. Зачем это нужно? Предположим, у вас есть магнит, который вы приклеили к диску на колесе, а датчик Холла - к вилке велосипеда. Тогда, вращая колесо, вы будете получать импульс каждый раз, когда магнит на колесе будет в той же плоскости, что и датчик Холла. Зная расстояние которое пролетает магнит за оборот и время можно вычислить скорость движения.

Также существует режим захвата ШИМ, однако это скорее особый способ настройки таймера, нежели отдельный режим работы: один канал ловит передние фронты, а второй - задние фронты. Тогда первый канал детектирует период, а второй - заполнение.

Режим сравнения

В таком режиме выбранный канал таймера подключается к соответствующему выводу, и как только таймер достигнет определенного значения, состояние вывода изменится в зависимости от настройки режима (это может быть «1» или «0», или состояние на выходе просто инвертируется).

Режим генерации ШИМ

Как понятно из названия, таймер в таком режиме генерирует широтно-импульсную модуляцию. Подробнее о таком режиме, а также о том, где его можно / стоит применять, мы поговорим в следующем занятии после рассмотрения захвата сигнала.

При помощи продвинутого таймера можно формировать трехфазный ШИМ, который очень пригодится для управления трехфазным двигателем.

Режим Dead-time

Эта функция есть у некоторых таймеров; она нужна для создания задержек на выходах, которые требуются, например, для исключения сквозных токов при управлении силовыми ключами.

В курсе мы будем использовать только «захват сигнала» и «генерацию ШИМ».

Таймеры — это такая периферия контроллера STM32 позволяющая нам очень точно отсчитывать интервалы времени. Это пожалуй одна из самых важных и наиболее используемых функций, однако есть и другие. Следует начать с того, что в контроллерах STM32 существуют таймеры разной степени крутости. Самые простые это Basic timers . Они хороши тем, что очень просто настраиваются и управляются при помощи минимума регистров. Все что они умеют это отсчитывать временные интервалы и генерировать когда таймер дотикает до заданного значения. Следующая группа (general-purpose timers ) гораздо круче первой, они умеют генерировать ШИМ, умеют считать испульсы поступающие на определённые ножки, можно подключать энкодер итд. И самый крутой таймер это advanced-control timer , думаю что его я использовать не буду еще очень долго так как мне пока без надобности управлять трехфазным электродвигателем. Начать знакомство с таймерами следует с чего попроще, я решил взяться за Basic таймеры. Задача которую я себе поставил: Заставить таймер генерить прерывания каждую секунду.

Первым делом отмечу, что Basic таймеры (TIM6 и TIM7) прицеплены к шине APB1, поэтому в случае если частота тактовых импульсов на ней будет меняться, то и таймеры начнут тикать быстрее или медленнее. Если ничего не менять в настройках тактирования и оставить их по умолчанию, то частота APB1 составляет 24МГц при условии что подключен внешний кварц на частоту 8 МГц. Вообще система тактирования у STM32 очень замысловатая и я попробую про неё нормально написать отдельный пост. А пока просто воспользуемся теми настройками тактирования которые задаются кодом автоматически сгенерированым CooCox’ом. Начать стоит с самого главного регистра — TIMx_CNT (здесь и далее x — номер basic таймера 6 или 7). Это счётный 16-ти битный регистр, занимающийся непосредственно счётом времени. Каждый раз когда с шины APB1 приходит тактовый импульс, содержимое этого регистра увеличивается на едницу. Когда регистр переполняется, все начинается с нуля. При нашей дефолтной частоте шины APB1, таймер за одну секунду тикнет 24 млн раз! Это очень дофига, и поэтому у таймера есть предделитель, управлять которым мы можем при помощи регистра TIMx_PSC . Записав в него значение 24000-1 мы заставим счётный регистр TIMx_CNT увеличивать свое значение каждую милисекунду (Частоту APB1 делим на число в регистре предделителе и получаем сколько раз в секунду увеличивается счётчик). Единицу нужно вычесть потому, что если в регистре ноль то это означает, что включен делитель на единицу. Теперь, когда счётный регистр дотикает до 1000 мы можем точно заявить, что прошла ровно одна секунда! И че теперь опрашивать счётный регистр и ждать пока там появится 1000? Это не наш метод, ведь мы можем заюзать ! Но вот беда, прерывание у нас всего одно, и возникает оно когда счётчик обнулится. Для того чтоб счётчик обнулялся досрочно, а не когда дотикает до 0xFFFF, служит регистр TIMx_ARR . Записываем в него то число до которого должен досчитывать регистр TIMx_CNT перед тем как обнулиться. Если мы хотим чтоб прерывание возникало раз в секунду, то нам нужно записать туда 1000. По части непосредственно отсчёта времени это все, но таймер сам по себе тикать не начнет. Его нужно включить установив бит CEN в регистре TIMx_CR1 . Этот бит разрешает начать отсчёт, соответственно если его сбросить то отсчет остановится (ваш К.О.). В регистре есть и другие биты но они нам не особо интересны. Зато интересен нам еще один бит, но уже в регистре TIMx_DIER . Называется он UIE, установив его мы разрешаем таймеру генерить прерывания при сбросе счётного регистра. Вот собственно и всё, даже не сложней чем в каких-нибудь AVRках. Итак небольше резюме: Чтоб заюзать basic таймер нужно:

  1. Установить предделитель чтоб таймер не тикал быстро (TIMx_PSC )
  2. Задать предел до которого таймер должен дотикать перед своим сбросом (TIMx_ARR )
  3. Включить отсчет битом CEN в регистре TIMx_CR1
  4. Включить прерывание по переполнению битом UIE в регистре TIMx_DIER

Вот такая нехитрая последовательность. А теперь настало время достать и попробовать в миллионный раз мигнуть этим несчастными светодиодами, но уже с помощью таймера 🙂

#include "stm32f10x.h" #include "stm32f10x_gpio.h" #include "stm32f10x_rcc.h" int main() { GPIO_InitTypeDef PORT; //Включаем порт С и таймер 6 RCC_APB2PeriphClockCmd(RCC_APB2Periph_GPIOC , ENABLE); RCC_APB1PeriphClockCmd(RCC_APB1Periph_TIM6,ENABLE); // Настроим ноги со светодиодами на выход PORT.GPIO_Pin = (GPIO_Pin_9 | GPIO_Pin_8); PORT.GPIO_Mode = GPIO_Mode_Out_PP; PORT.GPIO_Speed = GPIO_Speed_2MHz; GPIO_Init(GPIOC, &PORT); TIM6->PSC = 24000 - 1; // Настраиваем делитель что таймер тикал 1000 раз в секунду TIM6->ARR = 1000 ; // Чтоб прерывание случалось раз в секунду TIM6->DIER |= TIM_DIER_UIE; //разрешаем прерывание от таймера TIM6->CR1 |= TIM_CR1_CEN; // Начать отсчёт! NVIC_EnableIRQ(TIM6_DAC_IRQn); //Разрешение TIM6_DAC_IRQn прерывания while(1) { //Программа ничего не делает в пустом цикле } } // Обработчик прерывания TIM6_DAC void TIM6_DAC_IRQHandler(void) { TIM6->SR &= ~TIM_SR_UIF; //Сбрасываем флаг UIF GPIOC->ODR^=(GPIO_Pin_9 | GPIO_Pin_8); //Инвертируем состояние светодиодов }

Стоит добавить небольшое примечание к обработчику прерывания. Дело в том, что он у нас используется сразу двумя блоками периферии: таймером 6 и DAC’ом. Это означает, что если вы будете писать программу которая разрешает прерывания от обоих этих периферийных устройств, то в теле обработчика необходимо проверять кто же из них вызвал прерывание. В нашем случае я не стал этого делать, так как ни каких прерываний от DAC возникнуть не может. Он не настроен, а по дефолту прерывания запрещены. В следующий раз рассмотрим general-purpose таймеры и их практическое применение.

Таймеры в STM32, как в принципе и вся периферия, являются очень навороченными. От обилия разных функций, которые могут выполнять таймеры может даже закружиться голова. Хотя, казалось бы, таймер он на то и таймер, чтобы просто считать. Но на деле все гораздо круче)

Мало того, что таймеры обладают такими широкими возможностями, так их еще несколько у каждого контроллера. И даже не два и не три, а больше! В общем, нахваливать все это можно бесконечно. Давайте уже разбираться, что и как работает. Итак, микроконтроллер STM32F103CB имеет:

  • 3 таймера общего назначения (TIM2, TIM3, TIM4)
  • 1 более продвинутый таймер с расширенными возможностями (TIM1)
  • 2 WDT (WatchDog Timer)
  • 1 SysTick Timer

Собственно таймеры общего назначения и таймер TIM1 не сильно отличаются друг от друга, так что ограничимся рассмотрением какого-нибудь одного таймера. К слову я остановил свой выбор на TIM4. Без особой причины, просто так захотелось =). Таймеры имеют 4 независимых канала, которые могут использоваться для:

  • Захвата сигнала
  • Сравнения
  • Генерации ШИМ
  • Генерации одиночного импульса
  • Переполнение
  • Захват сигнала
  • Сравнение
  • Событие-триггер

При наступлении любого из этих событий таймеры могут генерировать запрос к DMA (DMA – прямой доступ к памяти, уже скоро мы будем разбираться и с ним =)). Теперь немного подробнее о каждом из режимов работы таймеров.

Режим захвата сигнала. Очень удобно при работе таймера в этом режиме измерять период следования импульсов. Смотрите сами: приходит импульс, таймер кладет свое текущее значение счетчика в регистр TIM_CCR. По-быстрому забираем это значение и прячем в какую-нибудь переменную. Сидим, ждем следующий импульс. Опа! Импульс пришел, таймер снова сует значение счетчика в TIM_CCR , и нам остается только вычесть из этого значения то, которое мы предварительно сохранили. Это, наверное, самое простое использование этого режима таймера, но очень полезное. Отлавливать можно как передний фронт импульса, так и задний, так что возможности довольно велики.

Режим сравнения. Тут просто подключаем какой-нибудь канал таймера к соответствующему выводу, и как только таймер досчитает до определенного значения (оно в TIM_CCR ) состояние вывода изменится в зависимости от настройки режима (либо выставится в единицу, либо в ноль, либо изменится на противоположное).

Режим генерации ШИМ. Ну тут все скрыто в названии) В этом режиме таймер генерирует ШИМ! Наверно нет смысла что-то писать тут еще сейчас. Скоро будет примерчик как раз на ШИМ, там и поковыряем поподробнее.

Режим Dead-Time. Суть режима в том, что между сигналами на основном и комплементарном выводах таймера появляется определенная задержка. В интернете есть довольно много информации о том, где это можно и нужно применять.

Ну вот в принципе ооочень кратко об основных режимах работы таймера. Если будут вопросы про другие режимы, более специфические, пишите в Комментарии 😉

Надо бы потихоньку написать программку для работы с таймерами. Но сначала посмотрим, что есть в библиотеке Standard Peripheral Library. Итак, за таймеры несут ответственность файлы – stm32f10x_tim.h и stm32f10x_tim.c . Открываем первый и видим, что структура файла повторяет структуру файла для работы с GPIO, который мы рассматривали в предыдущей статье. Здесь описаны структуры и поля структур, которые нужны для конфигурирования таймеров. Правда здесь уже не одна, а несколько структур (режимов, а соответственно и настроек то у таймеров побольше, чем у портов ввода-вывода). Все поля структур снабжены комментариями, так что не должно тут возникать никаких проблем. Ну вот, например:

uint16_t TIM_OCMode; // Specifies the TIM mode.

Здесь будем задавать режим работы таймера. А вот еще:

uint16_t TIM_Channel; // Specifies the TIM channel.

Здесь выбираем канал таймера, ничего неожиданного) В общем все довольно прозрачно, если что спрашивайте =) С первым файлом понятно. А в файле stm32f10x_tim.c – готовые функции для работы с таймерами. Тоже все в целом ясно. Мы уже использовали библиотеку для работы с GPIO, теперь вот работаем с таймерами, и очевидно, что для разной периферии все очень похоже. Так что давайте создавать проект и писать программу.

Итак, запиливаем новый проект, добавляем все необходимые файлы:

Пишем код:

Необходимо отметить, что в поле TIM_Prescaler нужно записывать значение, на единицу меньшее, чем то, которое мы хотим получить.

/****************************timers.c*******************************/ #include "stm32f10x.h" #include "stm32f10x_rcc.h" #include "stm32f10x_gpio.h" #include "stm32f10x_tim.h" //При таком предделителе у меня получается один тик таймера на 10 мкс #define TIMER_PRESCALER 720 /*******************************************************************/ //Переменная для хранения предыдущего состояния вывода PB0 uint16_t previousState; GPIO_InitTypeDef port; TIM_TimeBaseInitTypeDef timer; /*******************************************************************/ void initAll() { //Включаем тактирование порта GPIOB и таймера TIM4 //Таймер 4 у нас висит на шине APB1 RCC_APB2PeriphClockCmd(RCC_APB2Periph_GPIOB, ENABLE) ; RCC_APB1PeriphClockCmd(RCC_APB1Periph_TIM4, ENABLE) ; //Тут настраиваем порт PB0 на выход //Подробнее об этом в статье про GPIO GPIO_StructInit(& port) ; port.GPIO_Mode = GPIO_Mode_Out_PP; port.GPIO_Pin = GPIO_Pin_0; port.GPIO_Speed = GPIO_Speed_2MHz; GPIO_Init(GPIOB, & port) ; //А тут настройка таймера //Заполняем поля структуры дефолтными значениями TIM_TimeBaseStructInit(& timer) ; //Выставляем предделитель timer.TIM_Prescaler = TIMER_PRESCALER - 1 ; //Тут значение, досчитав до которого таймер сгенерирует прерывание //Кстати это значение мы будем менять в самом прерывании timer.TIM_Period = 50 ; //Инициализируем TIM4 нашими значениями TIM_TimeBaseInit(TIM4, & timer) ; } /*******************************************************************/ int main() { __enable_irq() ; initAll() ; //Настраиваем таймер для генерации прерывания по обновлению (переполнению) TIM_ITConfig(TIM4, TIM_IT_Update, ENABLE) ; //Запускаем таймер TIM_Cmd(TIM4, ENABLE) ; //Разрешаем соответствующее прерывание NVIC_EnableIRQ(TIM4_IRQn) ; while (1 ) { //Бесконечно тупим) Вся полезная работа – в прерывании __NOP() ; } } /*******************************************************************/ //Если на выходе был 0.. timer.TIM_Period = 50 ; TIM_TimeBaseInit(TIM4, & timer) ; //Очищаем бит прерывания TIM_ClearITPendingBit(TIM4, TIM_IT_Update) ; } else { //Выставляем ноль на выходе timer.TIM_Period = 250 ; TIM_TimeBaseInit(TIM4, & timer) ; TIM_ClearITPendingBit(TIM4, TIM_IT_Update) ; } }

В этой программе мы смотрим, что было на выходе до момента генерации прерывания – если ноль, выставляем единицу на 0.5 мс. Если была единица – ставим ноль на 2.5 мс. Компилируем и запускаем отладку =)

Небольшое, но очень важное отступление… Наш пример, конечно, будет работать и для теста он вполне сгодится, но все-таки в “боевых” программах нужно следить за оптимальностью кода как с точки зрения его объема, так и с точки зрения производительности и расхода памяти. В данном случае нет никакого смысла использовать структуру timer, а также вызывать функцию TIM_TimeBaseInit() каждый раз при смене периода. Правильнее менять всего лишь одно значение в одном регистре, а именно в регистре TIMx->ARR (где х – это номер таймера). В данном примере код трансформируется следующим образом:

/*******************************************************************/ void TIM4_IRQHandler() { //Если на выходе был 0.. if (previousState == 0 ) { //Выставляем единицу на выходе previousState = 1 ; GPIO_SetBits(GPIOB, GPIO_Pin_0) ; //Период 50 тиков таймера, то есть 0.5 мс TIM4-> ARR = 50 ; } else { //Выставляем ноль на выходе previousState = 0 ; GPIO_ResetBits(GPIOB, GPIO_Pin_0) ; //А период теперь будет 250 тиков – 2.5 мс TIM4-> ARR = 250 ; } TIM_ClearITPendingBit(TIM4, TIM_IT_Update) ; } /****************************End of file****************************/

Итак, продолжаем, на пути у нас очередные грабли) А именно ошибка:

..\..\..\SPL\src\stm32f10x_tim.c(2870): error: #20: identifier “TIM_CCER_CC4NP” is undefined

Не так страшно как может показаться, идем в файл stm32f10x.h, находим строки

Вот теперь все собирается, можно отлаживать. Включаем логический анализатор. В командной строке пишем: la portb&0x01 и наблюдаем на выходе:

Что хотели, то и получили) Другими словами все работает правильно. В следующей статье поковыряем режим генерации ШИМ, оставайтесь на связи 😉

Не пропустите хорошую статью про таймеры в целом – .